|
Б/у велосипеды – покупать или не покупать?
Люди чаще всего покупают велосипед, уже бывший в употреблении, из-за недостатка материальных средств для приобретения нового. Как показывает опыт, б/у велосипед имеет свои преимущества: выгоднее купить старый велосипед высокого качества, чем за те же деньги новый, более дешевый и постоянно ломающийся. В этой статье мы постараемся осветить все плюсы и минусы покупки б/у велосипеда.
Главный плюс: при покупке бывшего в употреблении велосипеда можно неплохо сэкономить. Однако не забывайте, что приобретаемый велосипед может оказаться ворованным, иметь незаметные сразу неисправности или просто быть серьезно изношен.
Не стесняйтесь требовать от продавца старого велосипеда технический паспорт последнего. Однако, к сожалению, паспорта бывают разными, единой формы не существует. Поэтому наличие паспорта автоматически не гарантирует покупку у настоящего владельца велосипеда. Выбрав велосипед, не поленитесь почитать популярные велофорумы рунета, вполне возможно, что похожий велосипед числится в угоне. А столкнуться в каком-нибудь путешествии с прежним хозяином велосипеда будет не очень приятно.
Также не забывайте о том, что, желая сэкономить как можно больше, вы рискуете напороться на крупные неприятности. Современные велосипеды обладают рядом деталей и механизмов, приходящих в негодность за достаточно короткий срок. В случае, если велосипед уже сильно не новый, то, сэкономив при покупке, в примеру, 40% его стоимости, после нескольких десятков километров езды вы будете вынуждены заменять кучу деталей, потратив на это в сумме даже больше денег, чем если бы вы покупали абсолютно новый велосипед. Правда, тратить вы будете небольшими суммами. Возможно, для кого-то это окажется плюсом.
Даже если велосипед изношен совсем немного, надежность его работы все равно будет хотя бы на несколько процентов, но меньше, чем у нового. А, например, сильно потрепанные временем детали XTR вообще могут работать хуже, чем новенькие Alivio. То есть вы вполне вероятно ни дня не сможете насладиться обладанием нового двухколесного друга!
Без сомнений, перед покупкой бывший в употреблении велосипед необходимо проверить. На раме должны отсутствовать погнутости или серьезные вмятины. Колеса должны располагаться на одной прямой. Проверить это не сложно: придите в магазин с другом и попросите его проехать несколько метров на велосипеде по сухому асфальту, предварительно заехав в лужу, а сами осмотрите следы. Кривая рама – признак слишком грубого использования велосипеда в прошлом или аварии. Лучше отказаться от покупки такого велосипеда, потому что хорошо выпрямить раму практически невозможно.
Примерно оценить продолжительность использования велосипеда прошлым хозяином можно по стертости краски и ее сколов. Посмотрите, нет ли на раме трещин. Чаще всего они бывают расположены на подседельном штыре и кареточной и рулевой трубах. Вдавите ногой вал каретки по очереди с обеих сторон, ухватившись за раму в области верхней чашки рулевой и у подседельника и чуть отклонив велосипед от себя в сторону. Не пугайтесь, испытывая нагрузку, рама должна немного прогнуться, однако при этом качественная рама не издает посторонних звуков (скрип, щелчки). Если вы слышите подозрительные шумы, скорее всего в раме присутствуют микротрещины. Попробуйте, не меняя положение рук, «поломать» раму сначала одной рукой от себя, затем на себя. Скрипы и шумы также должны отсутствовать.
Существенные люфты должны отсутствовать на рулевой и вилке. Совсем небольшой люфт в вилке допустим. Чтобы проверить, зажмите тормоз спереди и подвигайте велосипед вперед-назад. Если в рулевой чувствуется люфт, это может быть следствием изношенных подшипников. Если люфт в вилке, - разбиты могут быть направляющие. Должна присутствовать возможность прожатия амортизационной вилки, при этом не должно быть необходимости прикладывания больших усилий. Заеданий быть не должно.
На подседельном штыре, выносе и руле не должно быть погнутостей или вмятин. В противном случае все равно их придется очень скоро менять. Поэкспериментируйте с высотой сидения, при этом наблюдайте движение подседельного штыря: он должен ходить свободно по всей длине рамы, но без сильного люфта. Седло должно быть надежно закреплено замком. Если оно двигается относительно подседельного штыря – это неисправность. И, конечно же, не должно быть погнутостей на направляющих седла.
Люфт также должен отсутствовать у переднего и заднего переключателя передач, тормозных ручек, рычагов манеток. Если вы заметили сильный люфт, замена неисправного механизма неизбежна. Все детали не должны заедать при движении. Предельно допустимый люфт на конце рамы заднего переключателя – 4 мм. Ролики нужно заменить в случае, если они вращаются с помехами и имеют ненормальную форму зубьев. На тросиках должны отсутствовать лопнувшие жилки, а на рубашках – переломы. Если на осматриваемом велосипеде стоят гидравлические тормоза, следы тормозной жидкости и машинного масла не должны быть заметны вообще нигде. Если вы хотите узнать, насколько изношена цепь, необходимо применить специальный калибр или измерить 24 ее звена. Стандартное расстояние между серединами штифтов – до 304,8 мм. Если расстояние больше, менять придется не только саму цепь, но и кассету, и вероятно, звездочки системы.
Ровным и симметричным должен быть профиль зубцов всех звезд системы и кассеты, однако не забывайте о том, что некоторые из них специально укорочены для более удобного переключения между передачами. Цепь не должна срываться с звезд при быстрой езде или взбирании на возвышенность. У звезд должно отсутствовать биение при вращении, они должны быть ровными. На валу каретки должен отсутствовать люфт из-за шатуна.
У каретки должен отсутствовать люфт, в норме она не заедает, не издает скрипа при движении. Если в наличии биение звездочек, причиной этому может служить гнутый вал каретки. Втулки не должны препятствовать свободному движению колеса. Оно должно тормозить постепенно, покачнувшись несколько раз из стороны в сторону перед остановкой. Резкого торможения быть не должно. Подвигайте колесо в поперечном направлении, держась за обод – в норме люфт либо отсутствует, либо абсолютно незаметен на глаз. Продолжайте выполнять это действие, поворачивая колесо на 50-90 градусов до осуществления полного оборота. На заднем колесе при вращении звезды не должна ходить из стороны в сторону – это признак погнутостей на оси колеса. Также должны отсутствовать видимые заедания на оси колеса, если вращать его, сняв последнее. У звезд не должно быть люфта при вращении их руками в поперечном направлении, держа за концы зубцов.
Обод должен быть ровным, без заметных искривлений, которые невозможно уравновесить спицами. Если вокруг пистонов и отверстий от спиц присутствуют трещины, обод необходимо заменить. На тормозных колонках должна отсутствовать серьезные углубления посередине, сделанные тормозными колодками. Натяжение спиц на обоих колесах должно быть одинаковым для каждой спицы и не слишком сильным или слабым. Обода колес должны быть расположены симметрично относительно перьев вилки и рамы, в противном случае налицо кривая рама и вилка или неверно собранное колесо. Убедиться в качестве колеса можно, разместив его задом наперед, при этом у нормального колеса симметрия обода относительно рамы не меняется. Шины не должны быть серьезно стерты и иметь крупные трещины, разрезы или неровности как на боковинах, так и со стороны протектора.
Если у б/у велосипеда отсутствуют дефекты, описанные в этой статье, и использовался он прежним владельцем нечасто и недолго, то его приблизительная стоимость, как правило, равна 60-80% от цены такого же, но нового. В противоположной ситуации вы имеете полное право требовать снижения цены, что и нужно делать обязательно, если вы не хотите переплатить.
|